Для организаторов частных и корпоративных мероприятий остро встает вопрос: какой коллектив лучше подойдет для музыкальной программы? Репертуар кавер-группы на свадьбе, вечеринке или «корпоративе» – известные композиции, узнаваемая музыка, но что произойдет, если на этом месте окажется джаз-бэнд? Придется ли гостям по вкусу музыка? Кавер-группа или кавер-бенд, (от английского “cover band”) – музыкальная группа, исполняющая известные, уже существующие композиции, в игре джаз-бэнда как правило прослеживается больше оригинальных моментов, которые отсутствуют в оригиналах исполняемых произведений.
Джаз-бэнд может исполнять кавер-версии, при этом они могут во многом совпадать с оригинальными композициями, но могут присутствовать отличия, которые меняют произведение до неузнаваемости, в зависимости от исполнителя. В аранжировках и исполнительских нюансах игры джаз-бэнда присутствует больше “личного”, музыканты предлагают свое видение. Задача кавер-бенда – группы, исполняющей известные гостям пьесы, – напомнить слушателям звучание их любимых композиций, при этом аранжировка может быть близкой к оригиналу, в случае, если есть цель донести до слушателей исходное звучание. Отличия от “исходников” отражают взгляды аранжировщика или исполнителя. Кавер-версии музыкальных произведений чаще всего делаются на хорошо известные композиции, и могут практически не отличаться от «пластиночного» звучания, или наоборот, сохраняя лишь некоторые черты, являться карикатурой или неожиданной пародией на оригинал. «Кавер», как правило, является новой версией, аранжированной и исполненной заново, обычно песня звучит в исполнении другого коллектива, в то время как «ремикс» делается из оригинала песни, т.е. из исходной фонограммы. Например, диджейский «ремикс» может представлять из себя практически новую композицию, созданную диджеем из элементов «исходника» и при этом быть едва узнаваемым в сравнении с оригиналом. Таким образом, диджей участвует в создании новой аранжировки известной композиций, изменяя её включает новые элементы. История знает случаи использования оригинальных фонограмм за вычетом вокала и наложения новой вокальной партии, однако на корпоративных мероприятиях подобное пение «под фанеру» не даст эффекта живого исполнения, а будет лишь некоей имитацией. На наш взгляд при минимуме творчества, здесь главенствует «ремесло» и необходимость формально соответствовать каким-либо требованиям. Это дает возможность напомнить первоисточник, однако музыка перестает быть “живой”. Стилистика музыкальной композиции может быть значительно изменена в процессе создания оригинальной версии. Например, известные песни Боба Марли, написанные в стиле регги интересным образом исполняются в стиле salsa, есть примеры переработки поп- и рок- музыки в стиле регги, даб и ска. Подобное демонстрирует Easy Star All-Stars, группа, выпустившая альбом кавер-версий песен Pink Floyd под названием Dub Side of the Moon.
Изменения могут присутствовать и в текстах песен, но это встречается редко. В случае исполнения музыки «живьем» меняются мелодии, гармонии песен, ритмическая основа – барабанный бит, но в некоторых случаях необходимо сохранить узнаваемые черты композиции. В некотором смысле джаз-бенд, исполняющий так называемые «джазовые стандарты», можно в некоторой степени считать кавер-бендом, но с большей степенью свободы в интерпретации музыкального материала. Исполнители «живой музыки» на свадьбах и корпоративных мероприятиях должны четко понимать задачи, которые ставятся перед ними. «Кавер»-версии известных произведений нравятся публике, поднимают настроение, что проявляется в желании двигаться и танцевать.
Подводя итог, следует отметить, что в случае, если джаз-бэнд выполняет на мероприятии функции кавер-группы, музыкантам не следует до неузнаваемости изменять знакомые публике композиции, однако некоторая свобода в интерпретациях музыкального материала допустима.